1.Резиновая
груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу.
Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или
листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха
ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют
резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
2.Разминание
пластилина Перед лепкой ребенку любого возраста
обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития
мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее
чем мягкий импортный.
3.Игра
с изюмом – всегда очень радостная и для мамы, и
для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его.
Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку
(«пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что
изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом
запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!
4.Нанизывание
колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих
движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а
уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко
запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти,
а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать
величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому
последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
5.Упражнения
с бумагой:
1)
мять
– развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в
корзину с расстояния),
2)
рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем
пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти
полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из
коробки.
Важные
советы:
- Предлагая малышу бумагу для этого
упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны
сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш
поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще
что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место.
-
Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к
жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская
краска вовсе не полезна для маленьких детей.
-
Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
3)
делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать
ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на
ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек,
тучка)
4)
делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш.
Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету.
Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку,
желтые – осеннюю листву деревьев.
6.
Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины,
семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины – мозаики на
пластилине. А еще можно помочь герою игры – например, сделать «синюю речку»
(размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в
пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят
малыша за помощь.
7.
Сортировка мелких предметов – очень важно, чтобы
малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного
захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При
этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу
правильный способ выполнения этого упражнения.
Перемешайте
в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или
пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по
цвету ( если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала
малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание
усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп
(например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в
четвертую, ракушки в пятую).
Сортировка
происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок —
фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.
Или
одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она
любит.
Сортировка
мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
8.
Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка,
ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок,
крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан,
сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку
руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
9.
Использование столовых приборов – ложки, вилки. Умение
самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная
составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
10.
Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза
– «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним,
заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти.
Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата,
папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
11.
Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую
бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы
это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его
выполнять:
-
Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и
указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.
-
Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень
важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
-
В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
12. Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные
конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также
очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
13.
Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку,
на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку –
свою или мамину.
14.
Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями.
Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в
Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с
пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают
на шнурок.
Можно
нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из
глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
15.
Перелистывать страницы книги по одной. Это упражнение
доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными,
из картона.
Покажите
малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее
найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть
приподняв страничку.
16.
Игры – шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика,
детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу.
Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда
завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш
будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.
17.
Развязывать и завязывать узелки, бантики,
плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки,
молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.
Хотя
чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек
решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый
этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в быту.
На
одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера,
кнопки. Нужно учитывать, что гораздо
проще застегнуть застежку на коврике или другом
человеке, чем на себе.
Ситуация,
когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только
липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии
одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать
шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и
зависимость от взрослого прямо влияет и
на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.
Уже
в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера,
надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки,
просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки,
пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень
большой вклад.
18.
Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а
затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького
размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок,
шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные
игрушки.
19.
Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки)
Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и
сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
20.
Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.
21.
Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по
столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые,
изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под
ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не
отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним
пальчиком (в последующих играх).
22.
Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте
покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш
между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном
положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет
«плясать» — вертеться.