Все начинается с
детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда
сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, что
будет сформировано в нём в его окружении, обязательно отразится на его будущей
взрослой жизни. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. От
нас, взрослых, зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней.
Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно
в семье.
С первых лет жизни у детей формируется
начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за
цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и
погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.
Дети растут и узнают много нового об
окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица
имеют свой "дом", в котором им хорошо и комфортно.
Обращайте внимание на красоту природы в
разное время года, суток и в любую погоду.
Развивайте у детей умение слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Не это ли самая большая радость в жизни человека? Это - величайший подарок, который нам дарит матушка природа.
Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзой, которая покрылась инеем.
Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем защитить их от холода. Предложите им сделать доброе дело – укрыть корни снегом, чтобы деревья "не замёрзли".
Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)
На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы.
Предложите ребёнку поиграть в игру "Следопыты". По следам на снегу вы
можете определить, кто здесь прошел, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки,
птицы).
Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру:"Найди приметы весны". (Солнце ярче светит, небо голубое – голубое, появились первые цветы и т.д.)
Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.
В вeсенне – лeтний пeриод мoжно увидeть муравьёв. Если рeбенок пoзнакомится с жизнью мурaвьёв, oн никoгда нe разoрит муравeйник.
В лeсу
мoжно увидeть eжа или цeлую сeмью eжей. Подскажитe рeбенку, что нe слeдует
брать eжа домoй, тaк кaк принoсит пoльзу лeсу.
Лучший отдых летом – это поездка в лес,
поход в парк. Полюбуйтесь деревьями – великанами и зарослями густой травы.
Расскажите детям о том, что в лесу, парке можно увидеть редкие растения,
которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем
случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с
детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу.
Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о
том, они нужны не только нам, но и обитателям леса, парка. Некоторыми грибами
животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень
красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для
лечения.
Не заглядывайте в гнезда птиц – это их
дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без
материнской заботы и погибнут.
Безусловно, все понимают, что нельзя
разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.
Не шумите в лесу. Не берите с собой на
природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес
или парк разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И
она будет благодарна вам за заботу и внимание.
Дайте первоначальные знания о живых существах.
Для этой цели используйте:
·
художественную
литературу,
·
рисуйте,
·
рассматривайте
иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а
самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами.
Рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном.